GMC (ДиЭмСи)

ОписаниеGeneral Motors Company — американская автомобилестроительная компания;
GMC Truck — подразделение, занимающееся выпуском автомобилей, автобусов и военной техники, а также — марка выпускаемых им автомобилей.
Global motion compensation (англ.) — компенсация движения. Технология компрессии видеопотока, применяемая в кодеках DivX и Xvid.
Gun Motor Carriage — самоходное орудие.
GMC Acadia — полноразмерный кроссовер (среднеразмерный с 2016 года), выпускающийся «внедорожным» подразделением General Motors — GMC.
GMC CCKW — 2,5-тонный грузовой автомобиль армии США с колёсной формулой 6X6.
GMC Terrain — среднеразмерный кроссовер.
GMC Typhoon — американский автомобиль, выпускавшийся с 1992 по 1993 год.

General Motors («Дженерал моторс», сокращённо GM) — крупнейшая американская автомобильная корпорация, до 2008 года на протяжении 77 лет крупнейший производитель автомобилей в мире. По результатам 2014 года концерн занимает третье место в мире (после Toyota и Volkswagen) по количеству проданных автомобилей (9,92 миллиона штук). Производство налажено в 35 странах, продажа в 192 странах. Штаб-квартира компании расположена в Детройте. На определённых этапах своего существования входила в двадцатку крупнейших компаний-подрядчиков ВПК США.

General Motors Corporation образовалась в результате объединения нескольких производителей автомобилей. Старейшая из образовавших корпорацию компаний была основана Р. Э. Олдсом в 1892 году в Детройте под названием Olds Motor Vehicle Company. На рубеже веков также в Детройте Генри Лиланд, до этого работавший на заводе Олдса, основал Cadillac Automobile Company, а Дэвид Бьюик — Buick Motor Company. Для избежания конкуренции, в 1903 году по инициативе директора Buick Уильяма Дюранта была создана корпорация General Motors, в которую вошли Olds Motor Vehicle Company и Buick, в 1909 году к ним присоединились компании Cadillac и Oakland (переименованная в Pontiac). В последующие годы General Motors поглотила ряд небольших производителей автомобилей, в 1918 году в состав корпорации вошла компания Chevrolet, а в 1920 году — канадская McLaughlin Motor Company, позже ставшая дочерней компанией General Motors of Canada Limited. Также в 1920 году была присоединена Dayton Engineering Laboratories, компания изобретателя стартера Чарльза Кеттеринга (Charles F. Kettering), а сам Кеттеринг стал научным директором GM. В 1917—1919 годах до 90 % продукции GM было военного назначения.

В 1923 году президентом GM стал Альфред Слоун (занимал этот пост до 1956 года), под его руководство началась зарубежная экспансия корпорации: в 1925 году была куплена британская компания Vauxhall Motors, а в 1931 году — немецкая Adam Opel; также была значительно увеличена доля на американском рынке — с 12 % в 1921 году до 44 % в 1941 году. С 1940 по 1945 год GM произвела военной продукции на 12,3 млрд долларов, в том числе 1300 самолётов и четверть всех авиационных двигателей в США. На войну в Корее также было направлено до 19 % производственных мощностей GM.

1950-е годы были отмечены рядом новшеств в автомобилях, производимых GM. С 1950 года все марки автомобилей стали доступны с автоматической коробкой передач, с 1955 года — восьмицилиндровые двигатели, была улучшена аэродинамика машин, электропитание переведено с 6 на 12 вольт, появились усилители руля и тормозов, а также кондиционеры и ремни безопасности. Однако с середины 1950-х всё большую популярность в США начали приобретать европейские автомобили. В 1956 году продажи детройтских гигантов автомобилестроения (GM, Ford, Chrysler) упали на 15 %, в 1957 году в США импорт машин превысил их экспорт, ввезённые автомобили составили 8 % от продаж в США, в то время как доля GM на рынке в 1959 году снизилась до 42 %. В 1960-х положение компаний усугубилось беспорядками в обнищавших пригородах Детройта. На трудности GM прореагировала расширением сферы деятельности: корпорация начала заниматься бытовой техникой, страхованием, локомотивами, электроникой, подшипниками, банкингом и финансовыми услугами. Благодаря этому рентабельность инвестиций у GM в конце 1960-х выросла с 16,5 % до 25,8 % (в среднем по отрасли — 13 %).

В 1974 году цена на нефть резко возросла вследствие введения эмбарго на импорт из стран ОПЕК, также в США был принят закон, вводивший жёсткие ограничения на загрязнение воздуха, что в сумме сильно ударило по GM, также как по Ford и Chrysler. В 1980-х годах выручка GM неуклонно снижалась, но в то же время было потрачено более 60 млрд долларов на обновление модельного ряда автомобилей, а также на модернизацию заводов. В 1984 году была куплена компания Electronic Data Systems (связь и хранение данных), а в 1986 году компания Hughes Aircraft (самолёты). В 1990 году GM приобрела 50-процентную долю в шведском автопроизводителе Saab Automobile AB, тогда же была создана дочерняя компания по производству малолитражных автомобилей в Теннесси Saturn Corporation. За три года (1990—1992) чистый убыток корпорации составил в сумме 30 млрд долларов, доля на рынке США сократилась до 35 %[7].

В 1992 году GM возглавил Джэк Смит, которому доверили дело возрождения корпорации. Уже в том же году численность персонала в центральном офисе была сокращена с 13 500 до 2300, к 1996 году было закрыто 24 завода и уволено 65 тысяч сотрудников, проданы подразделения по производству деталей. Эти меры, а также снижение курса доллара (что делало импортные товары дороже), позволило в 1993 году получить чистую прибыль $2,47 млрд при обороте $138,22 млрд, а в 1995 году чистая прибыль составила $6,88 млрд при рекордной выручке $163,86 млрд. Однако доля на рынке продолжала падать, до 31 % в 1995 году и ниже 30 % в 1999 году. Сокращение доли на домашнем рынке корпорация попыталась компенсировать расширением присутствия на азиатском и европейском рынке: в 1999 году была куплена 20-процентная доля в Fuji Heavy Industries, производителе автомобилей Subaru; в 2000 году также 20 % в компании Fiat Auto S.p.A. и установлен полный контроль над Saab; в 2002 году куплена часть южнокорейской Daewoo Motor Company.

СтранаUS
Счетчик2